ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА
Данные, собранные в результате проведения разведывательной деятельности, не являются информацией до тех пор, пока они не пройдут аналитическую обработку экспертом в соответствующей области. Качество получаемой в результате аналитической обработки информации в большей степени зависит от квалификации аналитика. Не секрет, что человеческая психология такова, что очень часто для подтверждения своей точки зрения отбирают «удобные» данные, а «нежелательные» — недооценивают и оставляют без внимания.
«Сырые» данные, как таковые, не содержат в себе никакой информации, если их не рассматривать в сочетании с другими и не отмечать их значение среди всего накопленного информационного массива. Если взять некоторое количество данных, то можно обнаружить, что, хотя каждое разрозненное данное в отдельности не имеет почти никакого значения, но соединённые вместе, показывают довольно ясную картину происходящего.
В результате аналитической обработки потребителю выдаётся осмысленная информация, полученная из оцененных, истолкованных и соотнесённых данных, изложенных таким образом, что ясно видится решение конкретной поставленной задачи.
Основным методом информационно-аналитической работы подразделения экономической разведки предприятия является интеграция сведений.
Признаки угроз и кризисных ситуаций проявляются в разное время и со стороны различных объектов, фиксируются с различной степенью полноты и детализации различными источниками, поэтому установление причинно-следственной связи между происходящими событиями требует проведения многофакторного анализа всей поступающей на предприятие информации.
Например, комплексная оценка рисков инвестиционных устремлений к предприятию требует от аналитика учёта и оценки следующих данных:
■ предложения по приобретению акций предприятия (в том числе устные и анонимные) со стороны внешних лиц и организаций, с фиксацией характера их осведомлённости о предприятии и прозвучавших в предложениях ссылок на третьи лица;
■ учредительские, акционерные, деловые и иные связи указанных лиц и организаций, их участие в зарегистрированных сделках с ценными бумагами предприятия, их связи с сотрудниками предприятия, возможные связи в криминальной среде;
■ акционеры предприятия, в том числе из числа сотрудников, динамика перераспределения акций;
■ факты давления на акционеров, создания вокруг них ситуаций, провоцирующих продажу ими своих пакетов акций, и др.
Перечисленные сведения рассредоточены по целому ряду источников, включая:
■ структурные подразделения предприятия (отдел кадров, служба безопасности;
■ отдел ценных бумаг;
■ реестр акционеров предприятия;
■ фондовые биржи (торговые площадки), на которых обращаются ценные бумаги;
■ предприятия;
■ органы государственной регистрации (регистрационные палаты, управления государственной статистики);
■ средства массовой информации.
Сведение воедино содержащейся в них информации позволяет:
■ выявить инвестиционные устремления к предприятию со стороны фирм и организаций, контролируемых криминальными структурами;
■ установить круг вероятных авторов анонимных обращений;
■ распознать негативные тенденции в перераспределении акций (приобретение монопольного влияния на предприятие со стороны «портфельных спекулянтов», иных недобросовестных партнёров),
■ предотвратить криминальные устремления к акционерам из числа руководителей и сотрудников предприятия;
■ обеспечить необходимую фактуру для обращения в правоохранительные органы.
Всё это говорит о том, что объём информации, необходимой для работы аналитиков, достаточно велик и требуется для эффективного доступа к имеющейся в распоряжении предприятия информации создание интегрированного банка данных. С помощью этого инструмента решаются как учётно-справочные и статистические, так и информационно-логические задачи.
К статистическим задачам относят:
■ изучение кадров;
■ выявления контактов интересующих предприятие лиц;
■ события и их частота;
■ партнёры;
■ конкуренты;
■ реклама и др.
Логические задачи включают:
■ экспресс-оценку делового партнёра;
■ оценку:
— инвестиционного риска,
— сферы влияния, конфликтных и кризисных ситуаций и т. д.;
■ анализ событий;
■ изучение деловых связей конкурента.
Вопросы для закрепления материала
1. Что такое подразделение экономической разведки предприятия?
2. Дайте определение понятия «экономическая разведка».
3. С какой целью на предприятиях создаются подразделения экономической разведки?
4. Расскажите о системе экономической разведки.
5. Какие задачи возлагаются на подразделение экономической разведки?
6. Какие краткие предпосылки необходимости создания системы экономической разведки Вы знаете? Признаки системы.
7. Как осуществляется планирование системы разведывательной деятельности?
8. Что собой представляет систематизация разведывательной информации?
9. Что Вы знаете о стратегической составляющей экономической разведки?
10. Расскажите об оперативно-тактической составляющей экономической разведки.
11. Какие существуют цели создания экономической разведки?
12. Расскажите основные предназначения экономической разведки?
13. Что Вы знаете о потребности в разведывательной информации?
14. Расскажите об организационных принципах системы экономической разведки.
15. Перечислите основные факторы, формирующие личную позицию руководителя предприятия.
16. В чём состоит информационно-поисковая работа подразделения экономической разведки?
17. Расскажите о информационно-аналитической работе подразделения экономической разведки.
18. Оценка каких данных в аналитическом учёте необходима для комплексной оценки рисков?
19. Какие сведения можно собрать в различных рассредоточенных источниках, интересующих работников подразделения экономической разведки?
20. Какие задачи можно отнести к статистическим данным?
21. Что включают в себя логические задачи?