ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

Данные, собранные в результате проведения разведывательной деятельности, не являются информацией до тех пор, пока они не пройдут аналитическую обработку экспертом в соответствующей области. Качество получаемой в результате аналитической обработ­ки информации в большей степени зависит от квалификации анали­тика. Не секрет, что человеческая психология такова, что очень час­то для подтверждения своей точки зрения отбирают «удобные» данные, а «нежелательные» — недооценивают и оставляют без вни­мания.

«Сырые» данные, как таковые, не содержат в себе никакой ин­формации, если их не рассматривать в сочетании с другими и не от­мечать их значение среди всего накопленного информационного массива. Если взять некоторое количество данных, то можно обна­ружить, что, хотя каждое разрозненное данное в отдельности не имеет почти никакого значения, но соединённые вместе, показыва­ют довольно ясную картину происходящего.

В результате аналитической обработки потребителю выдаётся осмысленная информация, полученная из оцененных, истолкован­ных и соотнесённых данных, изложенных таким образом, что ясно видится решение конкретной поставленной задачи.

Основным методом информационно-аналитической работы под­разделения экономической разведки предприятия является интегра­ция сведений.

Признаки угроз и кризисных ситуаций проявляются в разное время и со стороны различных объектов, фиксируются с различной степенью полноты и детализации различными источниками, поэто­му установление причинно-следственной связи между происходя­щими событиями требует проведения многофакторного анализа всей поступающей на предприятие информации.

Например, комплексная оценка рисков инвестиционных устрем­лений к предприятию требует от аналитика учёта и оценки следую­щих данных:

■ предложения по приобретению акций предприятия (в том числе устные и анонимные) со стороны внешних лиц и организаций, с фиксацией характера их осведомлённости о предприятии и про­звучавших в предложениях ссылок на третьи лица;

■ учредительские, акционерные, деловые и иные связи указан­ных лиц и организаций, их участие в зарегистрированных сделках с ценными бумагами предприятия, их связи с сотрудниками предпри­ятия, возможные связи в криминальной среде;

■ акционеры предприятия, в том числе из числа сотрудников, динамика перераспределения акций;

■ факты давления на акционеров, создания вокруг них ситуа­ций, провоцирующих продажу ими своих пакетов акций, и др.

Перечисленные сведения рассредоточены по целому ряду источ­ников, включая:

■ структурные подразделения предприятия (отдел кадров, служба безопасности;

■ отдел ценных бумаг;

■ реестр акционеров предприятия;

■ фондовые биржи (торговые площадки), на которых обраща­ются ценные бумаги;

■ предприятия;

■ органы государственной регистрации (регистрационные па­латы, управления государственной статистики);

■ средства массовой информации.

Сведение воедино содержащейся в них информации позволяет:

■ выявить инвестиционные устремления к предприятию со стороны фирм и организаций, контролируемых криминальными структурами;

■ установить круг вероятных авторов анонимных обращений;

■ распознать негативные тенденции в перераспределении ак­ций (приобретение монопольного влияния на предприятие со сторо­ны «портфельных спекулянтов», иных недобросовестных партнё­ров),

■ предотвратить криминальные устремления к акционерам из числа руководителей и сотрудников предприятия;

■ обеспечить необходимую фактуру для обращения в правоох­ранительные органы.

Всё это говорит о том, что объём информации, необходимой для работы аналитиков, достаточно велик и требуется для эффективного доступа к имеющейся в распоряжении предприятия информации создание интегрированного банка данных. С помощью этого инст­румента решаются как учётно-справочные и статистические, так и информационно-логические задачи.

К статистическим задачам относят:

■ изучение кадров;

■ выявления контактов интересующих предприятие лиц;

■ события и их частота;

■ партнёры;

■ конкуренты;

■ реклама и др.

Логические задачи включают:

■ экспресс-оценку делового партнёра;

■ оценку:

— инвестиционного риска,

— сферы влияния, конфликтных и кризисных ситуаций и т. д.;

■ анализ событий;

■ изучение деловых связей конкурента.

Вопросы для закрепления материала

1. Что такое подразделение экономической разведки предпри­ятия?

2. Дайте определение понятия «экономическая разведка».

3. С какой целью на предприятиях создаются подразделения экономической разведки?

4. Расскажите о системе экономической разведки.

5. Какие задачи возлагаются на подразделение экономической разведки?

6. Какие краткие предпосылки необходимости создания систе­мы экономической разведки Вы знаете? Признаки системы.

7. Как осуществляется планирование системы разведыватель­ной деятельности?

8. Что собой представляет систематизация разведывательной информации?

9. Что Вы знаете о стратегической составляющей экономиче­ской разведки?

10. Расскажите об оперативно-тактической составляющей эко­номической разведки.

11. Какие существуют цели создания экономической разведки?

12. Расскажите основные предназначения экономической раз­ведки?

13. Что Вы знаете о потребности в разведывательной информа­ции?

14. Расскажите об организационных принципах системы эконо­мической разведки.

15. Перечислите основные факторы, формирующие личную по­зицию руководителя предприятия.

16. В чём состоит информационно-поисковая работа подразде­ления экономической разведки?

17. Расскажите о информационно-аналитической работе подраз­деления экономической разведки.

18. Оценка каких данных в аналитическом учёте необходима для комплексной оценки рисков?

19. Какие сведения можно собрать в различных рассредоточен­ных источниках, интересующих работников подразделения эконо­мической разведки?

20. Какие задачи можно отнести к статистическим данным?

21. Что включают в себя логические задачи?